Если ребёнок обманывает

Ребёнок обманывает
Дети дошкольного возраста живут в мире фантазии, где реальность переплетается с выдумкой. Они обожают мультфильмы, любят придумывать, верят в Деда Мороза, злых ведьм, изображают сказочных персонажей и т. д. В детских фантазиях часто отражаются скрытые страхи. К примеру, если ребенок боится темноты, он может сказать вам об этом таким образом: «Мамочка, в моей комнате спряталось ужасное чудовище! Спаси меня!» Малышей можно убедить в чем угодно, даже самая явная ложь может стать для них чистой правдой. 
Если ребенок начинает обманывать, это первый признак того, что он стремится к самостоятельности. Словно желторотый птенец, он пытается расправить крылья и вылететь из-под родительской опеки. Что же делать родителям? Научиться распознавать ложь и объяснить малышу, почему нужно говорить правду. Убедившись, что это важно для вас, ребенок станет вести себя совсем по-другому. 


Как предотвратить проблему. 

Хвалите ребенка, когда он говорит правду, какой бы она ни была. И тогда малыш поймет разницу между правдой и ложью. 
Представьте себе такую ситуацию: малыш просит дать ему печенья перед самым обедом. Вполне возможно, у вас возникнет соблазн обмануть, что печенья нет, вместо того чтобы сказать правду и объяснить, что печенье не едят перед приемом пищи. 
Солгав, вы даете ребенку понять, что ложь — это один из способов избежать неприятности. Ведь малыш прекрасно понимает, что на самом деле печенье есть, и даже знает, где оно лежит. Поэтому скажите так: «Я знаю, тебе хочется печенья, но сначала нужно поесть, а потом можешь сам выбрать любое лакомство, какое захочешь». 
Распознавайте ложь. Существует несколько разновидностей лжи. Самая простая — ложь во избежание наказания. Вот наглядный пример: «Это не я съел самое последнее печенье». Более сложная разновидность — ложь во избежание того, чего не хочется делать. К примеру, ребенок может сказать, что уже почистил зубы, когда на самом деле не сделал этого. Наконец, самая распространенная разновидность лжи, которой дети пользуются очень часто, — хвастовство перед другими. К примеру: «У меня дома три лошади, и я катаюсь на них каждый день! Вот так!» 
Научитесь реагировать на ложь соответствующим образом. К примеру, если малыш утверждает, что это не он разрисовал карандашами стены в своей комнате, скажите: «Я понимаю, ты не хочешь, чтобы тебя наказали, но, сказав неправду, ты меня очень огорчил. Тебе незачем мне врать, скажи правду, и мы вместе найдем решение проблемы». Зная, что вам небезразличны его чувства, ребенок охотнее откроется. 
Чтобы донести до ребенка важность честности, обращайте его внимание на правдивых людей и на ситуации, в которых их выручала искренность и стремление говорить правду. 

Если ребёнок обманывает, как решить проблему. 

Расскажите ребенку о своих чувствах. Поймав его на лжи, объясните, что это вам так же неприятно, как и ему. Скажите: «Мне очень жаль, что ты обманул меня. Получается, я не могу тебе верить, и это меня очень огорчает. Давай договоримся, что ты теперь будешь говорить мне только правду, чтобы я могла всегда тебе доверять». 
Дети воспринимают сказанное как правду и поэтому часто не понимают, что врут. Чтобы научить ребенка отличать правду от лжи, скажите, к примеру: «Я понимаю, тебе хочется понравиться другу, но не нужно говорить, что у тебя дома живет сто один далматинец, ведь это неправда. На самом деле тебе хотелось бы, чтобы они жили у тебя, но у нас есть только одна собачка, Малышка, она милая и смешная, ты ее очень любишь». 
Играйте в небылицы. Чтобы ребенок лучше понял разницу между правдой и выдумкой, выделите специальное время, когда он может придумывать всякую всячину. Затем сравните выдуманные истории с реальностью и попросите малыша сказать, что произошло на самом деле. Если ребенок рассказывает вам заведомо лживую историю, скажите: «Очень интересная выдумка. А теперь я хочу услышать, как все было на самом деле». 
Научите ребенка ответственности. Получив от вас какое-либо задание, к примеру убрать игрушки, ребенок может солгать, что уже справился с ним. В таком случае скажите: «Я так рада, что ты выполнил мою просьбу. Пойдем-ка полюбуемся на твою работу». Если малыш отвечает: «Нет, мамочка, только не сейчас!» — можете быть уверены, что задание не выполнено. Обязательно проверьте! Обнаружив, что ребенок вас обманул, скажите: «Мне очень жаль, что ты обманул меня и не выполнил мою просьбу. Я понимаю, тебе не хотелось собирать игрушки и в то же время ты не хотел огорчить меня, но запомни: нужно делать то, о чем я прошу, и говорить только правду, это очень важно. А теперь давай сделаем так: ты соберешь игрушки, а я посмотрю». 
Научите ребенка говорить правду. Если ребенок врет, нужно научить его говорить правду. К примеру, скажите так: «Мне очень жаль, что ты солгала, когда я спросила, выключила ли ты телевизор. Нужно говорить правду. Скажи: "Мамочка, я выключу телевизор, когда закончится передача". А теперь повтори». 

Если ребёнок обманывает, чего нельзя делать. 

Не заставляйте ребенка выбирать между правдой и ложью. Если ребенок провинился, не нужно задавать ему вопрос, ответ на который вы прекрасно знаете сами, — ведь в этом случае вы ставите его перед нелегким выбором: сказать правду и быть наказанным или солгать и постараться таким образом избежать наказания. 
Не наказывайте ребенка за то, что он солгал во избежание наказания. Вместо этого научите его отвечать за поступки и исправлять ошибки. К примеру, можно сказать так: «Мне очень жаль, что ты разрисовал стену. Придется теперь научиться мыть стены. Я пойду принесу чистящее средство, а ты пока подготовь бумажные полотенца. Вот видишь, как хорошо, что ты сказал мне правду. Теперь мы можем вместе все исправить». 
Не обманывайте сами. Не приукрашивайте, не придумывайте того, чего не было, чтобы удивить окружающих, не обманывайте во избежание неприятных последствий. 
Не выходите из себя. Даже если вы уже тысячу раз говорили, что не потерпите обманщиков в семье, постарайтесь держать себя в руках, если выяснится, что ребенок солгал. В противном случае малыш начнет врать специально, только чтобы вы не злились. 
Не называйте ребенка обманщиком, поскольку этим вы программируете его на определенный тип поведения — со временем ребенок начнет обманывать постоянно, чтобы оправдать полученное прозвище. 
Помните, что всегда нужно отделять личность ребенка от его поведения. Вам может не нравиться, как малыш себя ведет, но это отнюдь не причина, чтобы меньше любить его. 
Не принимайте безобидную ложь близко к сердцу. Ребенок рассказывает выдумки и небылицы вовсе не для того, чтобы вас разозлить. Скорее всего, ваш сын на самом деле верит, что сегодня утром змея, которая живет в детсадовском живом уголке, сбежала из клетки, потому что просто сам боится этого. Выслушайте мальчика и скажите: «Очень интересно. Представляю, как вы испугались, когда змея ползала по комнате. Хочешь, я попрошу воспитательницу, чтобы она закрывала клетку на замок?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.